В Талмуде есть совершенно прекрасный фрагмент, где иудеям поясняют за распорядок дня Бога. Три часа Господь обдумывает Тору, три часа судит мир, три часа мир кормит. А потом зовёт Левиафана и три часа играет с ним (книга Abod. Zar).
Ага, Левиафан – это та огромная хреновина, которая может проглотить рыбу длинной 300 километров (книга Baba Bathra). Раввины спорят, создал его Бог на третий день или на пятый. Но факт – зверушка совершенно феноменальный габаритов. Изначально их было две – самец и самка. Но Бог посмотрел на этих пухлых забияк и решил, что… ну нахер. Самца кастрировал, а самку убил и засолил. Её мясо праведники будут есть во время мессианского пира.
Некоторые раввины, ссылаясь на 26 строку 103 псалма: «там в море плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем», делают потрясающий вывод. Они говорят, что Левиафан – единственное живое существо, с которым Бог общается каждый день. Прикиньте. Самый праведный праведник после смерти будет ещё Страшного Суда ждать хрен знает сколько. А вот свою хтоническую собачку, в смысле, рыбку Яхве тетёшкает каждый день.
В апокрифических христианских книгах тоже есть упоминание, что после страшного суда праведники будут кушац Левиафана, а ещё Бегемота (Книга Еноха, Апокалипсис Варуха). Но, в целом, признанные Отцы Церкви пишут, что Левиафан – это тупо одно из имён Дьявола (Блж. Иероним, Ориген, Григорий Великий). Хотя был ещё Августин Иппонийский. Он, опираясь на псалом (103:26) и Книгу Иова (40:14), писал, что Левиафан – это отдельный персонаж. Скотинка чем-то провинилась перед Богом и теперь ангелы над ним каждый день издеваются. Почему такой разброс мнений? Как обычно, срутся из-за точности перевода: «играть», «резвиться» или «ссориться», «в нём», т.е «в море» или «с ним», т.е. «с Богом» и т.д.
Но, согласитесь, прочтение, в котором Бог после трудового дня прыгает бомбочкой в океан, где его встречает циклопическое чудище из бездны, которое радостно бьёт хвостом, тыкается мордочкой и весело гудит… в этом что-то есть.